Японские парки сначала создавались по образцу пейзажной композиции с наличием искусственных холмов и павильонов, то есть уподоблялись китайским паркам. Но позаимствовав основные идеи, в Японии образовалось свое особенное направление в развитии садово-паркового искусства, даже были разработаны определенные теоретические правила.
Вся сущность японского сада особенно ярко была выражена архитектором этой страны Макото-Накамура, который сказал, что в красоте японского сада заключены две основные идеи — символизм и миниатюризация, которые Япония развивала в течение многих столетий. Из современности эта парковая архитектура могла бы включить урны из бетона, как символ чистоты и аккуратности.
Стремление воспроизвести на маленьком участке земли ландшафтную картину мира привело японцев к преимущественному использованию низкорослых растительных форм, а высокие растения шли на формирование «садового бонсая». Каждому камню, дереву, движению воды японцы придавали символическое наличие души, истории и возможности влияния на людей. Нелишними в таких садах были бы скамьи из бетона и камня для кратковременного отдыха посетителей. Исходя из этого, строгие правила определяли расположение всех ландшафтных элементов. В архитектуре ландшафта японцы активно использовали символы древней языческой религии, которые связаны с дзен-буддизмом более позднего времени. Но воспринимались данные символы только подготовленным человеком, знающим историю, поэзию и искусство своего временного периода.
Проектирование японского сада велось с целью постепенной смены красивых пейзажей при непрерывном перемещении по нему человека. Основой подобного творения служили камни и вода — это диктовала идея инь-ян, занимавшая в буддизме одно из центральных мест. Камни символизировали светлое, активное мужское начало — ян, а вода являлась темным, тягучим, пассивным женским инь. Определенные закономерности подчиняли себе выбор и расположение всех растений. К примеру, символизирующий силу дуб располагался в центре, подчеркивая главенствующую композицию, краснолистный клен размещался на западе для освещения его листьев заходящим солнцем. Такую картину могли бы украсить и бетонные вазоны для парка, в которых располагались бы определенные растения.
Помимо этого имелись сады мхов, камней, времен года или воды, то есть они воплощали одну конкретную идею. Главная действующая композиция таких созданий заключалась в группе камней, расставленных соответствующим образом; в водопаде, в различных по фактуре и цвету мхах; в невысоком пригорке с одиноко стоящим на нем дереве. Не всегда удается быстро и легко понять восточные сады. Всматривание в них создает неотвратимое ощущение возможности понять и увидеть что-то большее, скрытое…