Звук открыл новую страницу в кинематографе, и сколько бы ни прошло лет, какие бы инновационные технологии не использовались на съемочной площадке, всегда будет играть особую роль в создании атмосферы любого фильма. Сегодня кинорежиссеры используют два варианта озвучки: Foley sound – это звуки живой природы и фоли-артисты, способные обычной шумовкой создать звон меча. По сути – это шумовики-оформители мизансцен или синхронизаторы звуков.
Звуковой реализм
Музыка, речь актеров и звуки – основа реалистичности кинокартины. Без них драматургия произведения на экране теряет смысл. Звуковые эффекты создают нюансы, которые зритель почти не замечает, но именно они определяют естественность происходящего на экране. Foley in film (фоли-артисты) работают уже после монтирования окончательного варианта картины. Они с помощью профессионального оборудования создают максимально возможный эффект реалистичности изображения. Такая работа несравненно качественнее даже самой идеальной локации. Реальные выстрелы напоминают хлопок в сравнении с тем, что слышит зритель в кинозале.
Как все начиналось
Foley – это термин, который переводится как процесс живой записи звуков. Фоли-шумовики – это артисты, озвучивающие в постпроизводственный период не только художественные и научно-популярные фильмы, но и мультики, телевизионные сериалы, радиопередачи, компьютерные игры. Родоначальником такой профессии считается Джек Фоли – сотрудник всемирно известной компании Universal. Он пришел на студию в 1914 году, оформлял вестерны, работал со Стэнли Кубриком и изобрел систему озвучки картин подручными средствами.
С тех пор шум прибоя, ливень за окном, проводы на войну, шаги актеров, цокот копыт, даже звуки поцелуя – все доступно системе озвучивания. Сегодня понятие foley используют для определения студий звукозаписи, где трудятся фоли-актеры. Эта работа требует определенного таланта и больших практических навыков.